Семья Де Сен-Фаль воссоединилась в Гринвиче, штат
Коннектикут. Лето они провели во Франции с американским дедушкой по материнской
линии Дональдом Харпером в его замке «Фирваль». Опыт двух образов жизни влияет
на ее мышление.
В 1940-х годах семья переезжает в Нью-Йорк. Мари-Агнес,
теперь называемая Ники, посещает школу при монастыре Святого Сердца (Sacred
Heart). Ее первые визуальные источники вдохновения – комиксы и посещение Музея
искусств Метрополитен (Metropolitan Museum of Art). На протяжении всей своей
юности у нее возникают сомнения в авторитетности школ. В связи с этим Ники
меняет несколько образовательных учреждений. В этот период девочка начинает
интересоваться творчеством Эдгара Аллана По, Шекспира и греческими трагедиями.
Она открывает для себя русскую литературу и страстно читает все произведения
Достоевского. Ники играет в школьных пьесах и начинает писать собственные стихи
и пьесы. Её исключили из Брерли (Brearly) за то, что она рисовала красные
фиговые листья на статуе школы. Ники окончила частную школу для девочек Old
Field School, штата Мэриленд.
В период с 1948 года до середины 50-х годов она
работает как модель для Vogue, Life, Harper's Bazaar, Elle и других французских
и американских журналов.
В восемнадцать лет Ники переезжает в Кембридж, штат
Массачусетс. Она начинает рисовать, экспериментируя с разными стилями, пока ее
муж учится музыке в Гарвардском университете (Harvard University). В 1951 году
у нее рождается первый ребенок – дочь Лаура.
В 1952 году она переезжает в Париж и изучает актерское
мастерство. Её муж Гарри Мэтьюз (Harry Mathews) продолжает обучаться музыке,
хотя позже станет успешным писателем и основателем литературного журнала Locus
Solus. Они воспитывают дочь и путешествуют по Франции, Италии и Испании,
посещая многочисленные музеи и соборы.
В 1953 году ее госпитализировали в Ницце с нервным
расстройством, которое она лечила с помощью рисования. Ники переоценивает свою
жизнь и начинает серьезно относиться к выражению себя через свое искусство.
В 1954-55 годах в Париже она знакомится с американским
художником Хью Вейсом (Hugh Weiss). Он становится ее другом и наставником. В
мае 1955 года Ники переезжает в Дею, Майорка, Испания, где рожает сына Филиппа.
Читает Пруста, посещает Мадрид и Барселону, где знакомится с архитектором
Антонио Гауди (Antonio Gaudi). Она глубоко впечатляется этим видом искусства,
открывающим множество возможностей использования разных материалов и
структурных элементов в скульптуре и архитектуре.
По возвращению в Париж, Ники впервые встречается со
скульптором Жаном Тингели (Jean Tinguely) и его женой Евой Эппли (Eva Aeppli),
которые поддерживают ее идеи. Она часто посещает Лувр, интересуется работами
Пола Кли (Paul Klee), Анри Матисса (Henri Matisse), Анри Руссо (Henri Rousseau)
и Пабло Пикассо (Pablo Picasso).
В 1956-58 годах она живет в Ланс-ан-Веркор
(Lans-en-Vercors) во французских Альпах вместе со своей семьей. В 1956 году
проходит её первая персональная выставка картин в Санкт-Галле, Швейцария. Она
встречается с рядом современных писателей, включая Джона Эшберри (John Ashbery),
Кеннета Коха (Kenneth Koch) и Гарри Мэтьюза (Harry Mathews).
В 1959-60 годах ее приглашают на выставку современного
искусства на в Музей современного искусства де Пари (Musee d'Art Moderne de la
Ville de Paris). На выставке были представлены работы Джексона Поллока (Jackson
Pollock), Виллема де Кунинга (Willem de Kooning), Раубера Раушенберга (Raubert
Raushenberg) и Джаспера Джонса (Jasper Johns). Ники уходит от мужа и оставляет
с ним своих детей. Арендовав студию, она концентрируется исключительно на
работе.
В конце 1960 года переезжает в Париж, где живет и делит
студию вместе с Жаном Тингели (Jean Tinguely). Они сотрудничали и помогали друг
другу в проектах на протяжении всей их длительной дружбы. Благодаря ему она
сначала знакомится с Понтусом Халтеном (Pontus Hulten), позже директором Музея
Модерны, Стокгольм (Moderna Museet, Stockholm). Халтен показывает ее работы на
крупных выставках того времени. Из-за ее бикультурного направления в искусстве,
она становится своего рода послом между авангардом Франции и Соединенных
Штатов.
В 1961 году появляется мода на «расстрелянные» картины
или тиры. Эти работы создаются посредством разрушающих действий – они
расстреливаются пистолетом, винтовкой или пушкой, производя спонтанные эффекты
и рассеивание цветов.
Пьер Рестани (Pierre Restany), основатель Nouveau
Realiste, посещает первый публичный тир и приглашает ее стать участником. В
таких мероприятиях, фестивалях учавствовали многигие художники, в том числе
Арман (Arman), Цезарь (Cesar), Кристо (Christo), Жерар Дешам (Gerard Deschamps),
Франсуа Дюфрен (Francois Dufrene), Раймонд Хейнс (Raymond Hains), Ив Клейн (Yves
Klein), Мартиал Рейс (Martial Raysse), Миммо Ротелла (Mimmo Rotella), Даниэль
Спэрри (Daniel Spoerri), Жан Тингели (Jean Tinguely), Жак Виллегла (Jacques
Villegle).
Её первая персональная выставка прошла в Galerie J в
Париже с ансамблями, тирами и общественной съемочной площадкой. Она знакомится
с американскими художниками, находящимися в Париже, включая Роберта Раушенберга
(Robert Raushenberg), Джаспера Джонса (Jasper Johns), Ларри Риверса (Larry
Rivers) и его жену (Clarice) и участвует с ними в различных проектах на
протяжении многих лет. Марсель Дюшан (Marcel Duchamp) представляет ее
Сальватору Дали (Salvator Dali).
Ее любовь к фильмам ужасов стала источником вдохновения
для ее следующих работ. Она с Тингели (Tinguely) находят старую загородную
гостиницу за пределами Парижа, чтобы жить в ней и работать. Ники начинает
работу над образными рельефами, изображает рожающих женщин. Она создает и другие
образы, в том числе драконов, монстров и невест, представленных на первой
персональной выставке в Ганноверской галерее (Hanover Gallery) в Лондоне.
Путешествует в Нью-Йорк с Жаном Тингели (Jean Tinguely) и принимает участие в
нью-йоркской художественной деятельности.
В 1965-66 годах, вдохновленная беременностью подруги
Клариссы Риверс (Clarisse Rivers), она начинает рассматривать женщин с точки
зрения их положения в обществе.